Законно ли продавать и покупать никнеймы

Право, связанное с интеллектуальной собственностью – это активно развивающаяся область. Дело в том, что оно может касаться объектов, в отношении которых еще нет проработанного законодательства. Поэтому, собираясь совершить сделку с каким-либо цифровым объектом, будь то компьютерная программа или оригинальное изображение, важно понимать, какие законы регулируют эту сферу сейчас и какие нормы из уже существующих могут оказаться применимыми.

Повод для подобных обсуждений недавно дала платформа Fragment, на которой можно продавать и покупать никнеймы для Telegram в режиме аукциона. Но насколько законны такие сделки, если в качестве объекта купли-продажи выступает никнейм, совпадающий с названием известного бренда? Нарушается ли в таком случае авторские права его законного владельца?

Как проводятся подобные сделки?

Прежде всего, следует отметить, что никнейм сам по себе не является объектом интеллектуальной собственности. Он представляет собой идентификатор пользователя, который является уникальным в рамках данного сервиса и позволяет его найти и связаться с ним. Сама идея продажи никнеймов тоже не нова: другие сервисы тоже предлагают возможность выбрать никнейм за дополнительную плату или купить его на аукционе.

На Fragment продажа никнеймов осуществляется через смарт-контракты. По сути, они представляют собой договоры в электронной форме, которые заключаются между продавцом и покупателем. Таким образом, никаких законодательных препятствий для совершения таких сделок нет.

Защита интеллектуальной собственности

Что касается вопроса о том, допустима ли продажа никнеймов, совпадающих с названиями известных брендов, здесь мнения юристов разделяются. Некоторые считают, что всё зависит от того, как никнейм используется в дальнейшем. Если пользователь не будет использовать его для извлечения прибыли или введения в заблуждение, тогда владение им не будет и является нарушением права интеллектуальной собственности.

Другие считают, что владение таким никнеймом недопустимо в любом случае, поскольку правообладатель может расценить его как подготовку к нарушению. Если наименование защищено правом интеллектуальной собственности, то его присвоение в качестве никнейма может рассматриваться как незаконное использование третьими лицами.

Интересно, что законодательство других стран уже учитывает подобные случаи. Например, в США юридически определено такого правонарушения, как username squatting – намеренного присвоения чужого имени в какой-либо социальной сети, например, для перепродажи настоящему владельцу или использования в мошеннических целях. В российском законодательстве подобных понятий пока нет, однако из-за того, что приобретение никнеймов, совпадающих с названиями брендов, оказывается «в серой зоне», таких сделок лучше избегать.

Источник: https://www.garant.ru/news/1582851/

Опубликовано: 1.11.2022